Кому нужны инвалиды Узбекистана? 

18 Дек, 2010 at 2:56 AM 

3-го декабря мир отмечал Международный день инвалидов, но узбекистанские инвалиды встретили его без особой радости - их права с каждым годом все более ущемляются, а с нового года, по слухам, работающие инвалиды и вовсе потеряют право на пенсии.

Быть инвалидом в Узбекистане весьма накладно - как для кармана, так и для нервной системы. Начнем с того, что, в соответствии с законодательством, большинство инвалидов, не достигших пенсионного возраста, обязаны каждый год проходить Врачебно-трудовую экспертную комиссию (ВТЭК).

При этом почему-то исключения не делаются и тем, у кого есть явные физические увечья в виде отсутствия рук или ног, что вызывает у таких инвалидов справедливое раздражение.

ВТЭК проводит только поверхностный осмотр инвалида и основывается, в основном, на данных поликлиники, к которой он прикреплен. Хотя в районных поликлиниках зачастую такие узкие специалисты, как пульмонолог или фтизиатр, отсутствуют, поэтому поликлиника посылает инвалида в различные хозрасчетные медицинские центры для обследования, что, в итоге, обходится инвалиду в немалые суммы.

«Профессору за обследование заплати, смежным врачам, к которым послал профессор, заплати, за обследования, что назначили эти смежные специалисты, тоже заплати», - жалуются инвалиды.

А сбор документов для прохождения ВТЭК нередко превращается в настоящую нервотрепку.

«Для получения справки мне нужно пройти несколько врачей в туберкулезном диспансере, а они принимают в разное время, - говорит инвалид 2-ой группы по имени Махмуд, - поэтому хожу сюда уже четвертый день, тратя свое время, силы и деньги на проезд».

Но и это еще не все. Инвалиды, не достигшие пенсионного возраста и не имеющие явных физических увечий, дважды в год должны пройти стационарное лечение, в противном случае они могут быть своей инвалидности лишены.

«Препаратов, которые назначил врач, в больнице, как правило, нет, поэтому надо покупать свои, - рассказывают инвалиды, - то же касается шприцев и капельных систем».

Кроме того, во многих больницах надо платить за питание, а, если инвалид хочет какого-то внимания со стороны медперсонала, то надо «не обидеть» и санитарок с медсестрами.

«Счастливчик», получивший или подтвердивший через ВТЭК инвалидность, может пользоваться многочисленными льготами, которые предоставлены законодательством Узбекистана. Но, ввиду того, что не все инвалиды знают об этих льготах, многие из них остаются только на бумаге.

«Только недавно узнала, что зарплата инвалидов 1-2-й групп не облагается подоходным налогом, если не превышает 4-х кратную минимальную заработную плату, - говорит инвалид 2-ой группы Светлана, - значит, если моя зарплата не превышает 200 тысяч сумов, подоходный налог с нее удерживать не имеют права».

По словам Светланы, в ООО, где она работает, ей платят всего 150 тысяч сумов, но подоходный налог все равно удерживают. Как она предполагает, в бухгалтерии ее просто обманывают, сообщая, что взимают налог по какой-то «льготной схеме».

Ситуацию могли бы изменить общественные организации инвалидов, которые призваны информировать своих членов об их правах, а также создавать рабочие места. Но и здесь не все так просто.

При обретении Узбекистаном независимости к двум существующим Обществам инвалидов (Обществу слепых и Обществу глухонемых) добавилось третье - УзОИ (Узбекское общество инвалидов), которое подразумевало под собой объединение всех остальных инвалидов.

Общество глухонемых сейчас насчитывает около 10 тысяч человек, общество слепых – 30 тысяч, а всего, по данным ВОЗ, которая утверждает, что 10% населения земного шара являются инвалидами, в Узбекистане, предположительно, проживают около 2.700 тысяч инвалидов.

Таким образом, по замыслу организаторов, в УзОИ должно была влиться огромное количество людей с ограниченными возможностями, которые были бы обеспечены рабочими местами на вновь создаваемых предприятиях.

Но государство не оказало УзОИ такую же поддержку, какую в советское время оказывало Обществам глухонемых и слепых, обеспечивая тех помещениями, оборудованием, сырьем и стабильными госзаказами.

Видимо, руководство страны посчитало, что достаточно освободить предприятия, где трудятся инвалиды, от налогов, и они тут же начнут успешно развиваться.

Расчет, как показало время, оказался неверным. Если в 1991 году при Центральном правлении УзОИ в Ташкенте было создано более 400 предприятий, то на сегодняшний день их осталось менее 20. Примерно, в таких же пропорциях произошло сокращение предприятий и при региональных отделениях УзОИ.

Возможно, именно поэтому УзОИ сейчас насчитывает всего 150 тысяч членов, что, как минимум, на порядок меньше, чем их могло бы быть на самом деле.

Правда, в Узбекистане создано еще около 50 общественных организаций, которые занимаются вопросами инвалидов, но в целом по республике ситуацию с трудоустройством инвалидов они изменить не в состоянии.

Не в состоянии они и защитить инвалидов от тотальной «чистки», начавшейся в Узбекистане в этом году.

«Тревожный звонок прозвучал еще 5 лет назад, когда внебюджетный пенсионный фонд, находившегося ранее в ведении Министерства труда и социальной защиты населения, был передан в ведение Министерства финансов, - говорит инвалид 1-ой группы Равшан Алимов, - ведь назначение Минфина - не производить социальную защиту, а экономить деньги».

Опасения инвалидов полностью подтвердились 30-го декабря 2009 года, когда вышел Указ президента Узбекистана «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы пенсионного обеспечения граждан», в соответствии с которым все СОБЕСы (отделы социального обеспечения) и ВТЭКи перешли из Минздрава в ведение внебюджетного пенсионного фонда.

В соответствии с этим указом, в структуре Главного контрольно-ревизионного управления Минфина было создано Управление по контролю за целевым использованием средств внебюджетного Пенсионного фонда, призванное, в частности, осуществлять «проверки правильности начисления вновь назначенных пенсий и пособий, а также применения предусмотренных законодательством льгот».

По словам экспертов, проводить такие проверки необходимо, потому что в Узбекистане немало людей свою инвалидность «купили». И не только из-за льгот, но еще и потому, что она может явиться основанием для смягчения срока наказания или амнистии.

Однако начавшиеся в Узбекистане тотальные проверки ударили не столько по мошенникам, получившим инвалидность за деньги, сколько по настоящим инвалидам.

«Кто смог купить инвалидность один раз, нашел деньги, чтобы купить ее и во второй раз», - невесело шутят инвалиды.

По их словам, во ВТЭКах проверки инвалидов превратились в некое подобие «охоты на ведьм». Есть множество фактов, когда на основе формальных придирок людей перевели (и продолжают переводить) с 1-й группы инвалидности на 2-ю, со 2-й на 3-ю, или вообще этой инвалидности лишили.

Поэтому многие инвалиды весьма неоднозначно отнесись к словам министра финансов Рустама Азимова, который недавно публично заявил, что в 2010 году в Узбекистане сокращено 60 тысяч инвалидов.

Как выяснилось впоследствии, предпринятая правительством кампания ставит своей целью не столько выявление «липовых» инвалидов, сколько сокращение затрат бюджета на выплату пенсий людям с ограниченными возможностями.

«Многие врачи ВТЭК и не скрывают, что их обязали сократить число инвалидов, потому что их содержание накладно для государства», - с горечью говорят инвалиды.

Особенно им обиден тот факт, что почти перед самым началом «чистки» в прошлом году Узбекистан подписал международную конвенцию по правам инвалидов, предусматривающую широкомасштабные меры по облегчению жизни людей с ограниченными возможностями.

Такое расхождение между словом и делом объясняет, почему среди работающих инвалидов в последнее время усилились слухи о том, что с нового года они вместе с пенсионерами по возрасту будут поставлены перед выбором: либо получать пенсию, либо зарплату.

Если работающие пенсионеры отдают сейчас государству половину пенсии, то за инвалидами 1-й и 2-й групп пенсия полностью сохраняется, поэтому такое решение, если оно будет принято, ударит сильнее всего именно по ним.

Как сказал на условиях анонимности один из инвалидов, «создается такое впечатление, что если мы все в один день сдохнем, в Минфине произойдет настоящий праздник».

Источник: http://www.uznews.net/article_single.php?lng=ru&cid=22&aid=760

 

С 1 января 2011 года в Узбекистане вступят в силу поправки в Закон «О государственном пенсионном обеспечении граждан» и Трудовой кодекс. Закон No.ЗРУ-272 «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан "О государственном пенсионном обеспечении граждан" и Трудовой кодекс Республики Узбекистан» был принят Законодательной палатой 26 ноября 2010 года, Сенатом одобрен 3 декабря, подписан президентом Исламом Каримовым 22 декабря и вступает в силу 1 января 2011 года.

Как поясняют официальные узбекские СМИ, основной целью этого закона «является усиление зависимости размеров пенсий от вклада граждан в формирование средств внебюджетного Пенсионного фонда, обеспечение сбалансированности его доходов и расходов.

Закон направлен на дальнейшее совершенствование действующей системы пенсионного обеспечения граждан». Согласно внесенным изменениям, людям, которые не имеют достаточного для назначения пенсии стажа работы, пенсии по возрасту назначаются в размере, пропорциональном имеющемуся стажу, при наличии не менее пяти лет стажа работы по следующим видам трудовой деятельности:

а) любая работа, на которой работник подлежал государственному социальному страхованию;
б) военная служба или служба в военизированной охране;
в) индивидуальная трудовая деятельность.

Изменения также коснулись льготных пенсий, права на них лишились:

а) отдельные категории работников сельского хозяйства;
б) женщины, работавшие в качестве трактористов-машинистов;
в) работники инженерно-технического состава авиации;
г) работницы текстильного производства, занятые на станках;
д) водители городского пассажирского транспорта;
е) женщины, родившие пять и более детей;
ж) граждане, работавшие в зоне экологического бедствия.

Раньше мужчины из этих категорий работников получали льготы при общем стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 20 лет на указанных работах, а женщины - при общем стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 15 лет на указанных работах.

Согласно новым изменениям, пенсии по инвалидности теперь назначаются только инвалидам I и II групп. Право на льготную пенсию с уменьшением общеустановленного возраста на 5 лет осталось только для учителей образовательных спецучреждений для детей-инвалидов, домов «Мехрибонлик» (детские дома), военных академических лицеев, воспитательных колоний при наличии специального стажа работы не менее 25 лет.

Раньше такое право на льготы имели также другие учителя и работники просвещения.
Льготной пенсией могут воспользоваться также «врачи и средний медицинский персонал специализированных медицинских учреждений при наличии специального стажа работы не менее 25 лет».

Положениями прежней редакции закона такое право распространялось на «врачей и других медицинских работников». Кроме того, согласно внесенным изменениям, в стаж работы теперь не засчитываются очное обучение в средних специальных учебных заведениях, в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и их переквалификации. А в Трудовой кодекс внесено изменение, согласно которому при достижении работником пенсионного возраста работодатель вправе прекратить с ним трудовой договор по своей инициативе.


Источник: http://www.pravo.uz/resources/anons/hot/Z_272.pdf

---

Основание ссылка был взял http://optimizator-rus.livejournal.com/7110.html 

© filesvirtual

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz